Информационно-торговый сувенирный портал GiftsPlanet.ru
Информационно-торговый сувенирный портал «GiftsPlanet.ru»
Подарки и сувениры от ВСЕХ производителей и поставщиков
Поиск:
    Каталог товаров    О проекте / Новости / Статьи / Сувенирные компании / Вопросы   
Статьи

Анализ рынка сувенирной продукции Санкт-Петербурга

28.02.2007

Объем и структура рынка

По данным Российской ассоциации поставщиков и производителей сувениров (РАППС), емкость отечественного рынка рекламно-сувенирной продукции составила в 2005 году приблизительно $300 млн или 6% от общего объема рекламного рынка страны. Для сравнения: объем рекламно-сувенирного рынка, например, во Франции на сегодняшний день оценивается в 750 млн долл., в Германии – 4 млрд долл., в Италии – около 1 млрд долл. В США в 2001–2002 гг. рынок рекламно-сувенирной оценивался приблизительно в 20 млрд долл., однако сейчас здесь наблюдается довольно серьезная стагнация, и оборот сокращается на 10%–15% в год. В Европе также не наблюдается существенного роста, колебания составляют по 1%–2% на протяжении нескольких лет.

Основные виды сувенирной продукции на рынке Санкт-Петербурга

Напротив, российский рынок сувенирной продукции отличается положительной динамикой, потенциал его роста эксперты оценивают в 15%–20% в год. Если такие темпы сохранятся в течение ближайших 5–6 лет, то к 2012 оборот этого рынка превысит $1 млрд. При этом общий объем рекламного рынка страны составит, по прогнозам Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), около $12 млрд. В связи с этим можно утверждать, что к 2012 году сувенирная продукция сохранит свою долю на рынке практически неизменной, на уровне 6%–8%. Следует отметить, что в западноевропейских странах и США на сувенирную продукцию приходится от 20% до 40% оборота рекламного рынка. Поэтому и после 2012 года, когда, по мнению экспертов, российский рекламный рынок в целом будет расти не более, чем на 4%–5% в год (что соответствует общемировой практике), в сегменте сувенирной продукции остается весьма неплохой «запас» роста, который может быть реализован за счет перераспределения затрат между «сувениркой» и остальной «рекламой».

Столицей российского сувенирного бизнеса, безусловно, является Москва: на Москву и Московскую область приходится 70%–80% его оборота, еще 5% – на Санкт-Петербург и оставшиеся 15%–20% – на регионы страны.

Основные участники петербургского рынка сувенирной продукции

В Санкт-Петербурге работают около трехсот из более чем двух тысяч российских фирм, занятых в производстве и поставках сувенирной продукции. Среди этих игроков можно выделить следующие группы:

  • Компании, поставляющие сувенирную продукцию, представленную в известнейших европейских каталогах (The Catalogue, Promotion Tops, Gifts, Arco, ITD и др.). Это крупнейшие поставщики, располагающие на территории города собственными складскими запасами. Их число не превышает четырех–пяти, и здесь стоит, в первую очередь, назвать: «Амбер – королевство сувениров», «АртКрафт Подарки и Сувениры», «Эльга», «Gradi». С конечными потребителями эти компании, как правило, не работают, предпочитая действовать через дилеров.
  • Компании, выступающие в роли дилеров, образуют вторую группу игроков. Как правило, речь идет о рекламных агентствах, которые занимаются размещением полученных заказов на производство и поставку сувенирной продукции. Часть агентств работает только с одним поставщиком, другие же – ищут сувенирную продукцию под конкретный заказ на разных складах или перекупают ее у других рекламных агентств. К этим двум группам можно «отдельной строкой» добавить компании, специализирующиеся на малотиражном изготовлении эксклюзивной сувенирной продукции, как правило, класса «VIP». В основном, мы имеем здесь дело с «перепрофилированными» художественными и ремесленными мастерскими. Хотя эти участники на сегодняшний день в достаточной степени разрозненны, возрастающее внимание к авторской «сувенирке» позволяет благоприятно оценивать перспективы этого сегмента.


    Спрос на петербургском рынке рекламно-сувенирной продукции

    Доля потребителей сувенирной продукции среди компаний с различным рекламным бюджетом

    Данные нашего исследования позволяют сделать вывод, что рекламно-сувенирную продукцию заказывает каждая вторая петербургская компания. Весьма характерно, что доля компаний, заказывающих «сувенирку», растет по мере увеличения общего годового рекламного бюджета, что видно из следующего рисунка (Рисунок 2). Можно отметить, что по такому же принципу увеличивается и доля затрат на рекламно-сувенирную продукцию в каждой из выделенных нами групп рекламодателей (Рисунок 3).

    Доля затрат на сувенирную продукцию в различных группах рекламодателей. Доля рекламодателей с различным годовым рекламным бюджетом в общем обороте рекламного рынка Санкт-Петербурга

    Учитывая данные, приведенные на Рис. 3 и Рис. 4, можно заключить, что в среднем на «сувенирку» расходуется приблизительно 3%–4% петербургского рекламного бюджета, который составил, по экспертным оценкам, около $330 млн за 2005 год. Таким образом, оборот рынка рекламно-сувенирной продукции в Санкт-Петербурге за этот период можно оценить примерно в $13 млн. В расчете на одну компанию годовые затраты составляют $800–$1500. Однако, имеет место очень серьезный «разброс» средних затрат между отдельными группами рекламодателей. Если компания, входящая в группу с рекламным бюджетом до $10 тыс. в год, тратит на сувенирку не более $100, то компания, чей годовой рекламный бюджет превышает $80 тыс., расходует в среднем $10 тыс. ежегодно.
    Очевидно, основное различие заключается в том, что компании со сравнительно небольшим рекламным бюджетом заказывают «сувенирку» в основном для «внутреннего» потребления (поддержание атрибутов корпоративного стиля в офисе, подарки партнерам по бизнесу и т.д.), в то время как компании, располагающие большими бюджетами (и как правило, занятые в дистрибуции товаров массового спроса), заказывают целые партии рекламно-сувенирной продукции, в основном для промо-акций, что и обусловливает высокие расходы по этой «статье» бюджета.

    Потребление сувенирной продукции компаниямис различным годовым рекламным бюджетом 

    Эффективность рекламно-сувенирной продукции с точки зрения петербургских компаний
    Распределение оценок эффективности в соответствии с долей

    Следует отметить, наблюдается очень существенный «разрыв» в оценках эффективности, посчитанных в долях от количества компаний и от общего оборота рекламно-сувенирной продукции, приходящегося на компании, одинаково отзывающиеся о пользе «сувенирки». (Рисунок 6). Как видно на рисунке 6, отмечают возросший эффект от рекламно-сувенирной продукции всего 12% от общего количества компаний, вместе с тем, именно эти компании обеспечивают более половины (52%) оборота этого рынка.

    По всей вероятности, здесь сказывается то обстоятельство, о котором речь шла чуть ранее. «Ощутить» коммерчески исчислимый эффект от «сувенирки» могут лишь те сравнительно немногочисленные компании, которые используют ее как средство стимулирования сбыта (промо-акции в местах продаж и т.п.), что подразумевает наличие больших рекламных бюджетов (как минимум, превосходящих $20 тыс. в год). Для компаний с меньшими бюджетами «сувенирка», прежде всего, инструмент «внутреннего PR’а» (корпоративная «атрибутика», подарки), поэтому напрямую связывать рост затрат на нее с ростом продаж, как правило, невозможно.

    Эффективность сувенирной продукции

    Рис. 7 показывает, что компании с небольшими рекламными бюджетами (до $10 тыс. в год) образуют подавляющее большинство (92%) в группе тех, кто считает, что эффективность сувенирки уменьшилась, и две трети (67%) – среди тех, кто считает ее неизменной. В группе, куда входят компании, отмечающие возросшую эффективность сувенирной продукции, «тон задают» рекламодатели с довольно большими бюджетами – от $20 тыс. до $80 тыс. в год.

    Динамика затрат на рекламно-сувенирную продукцию

    Динамика затрат на сувенирную продукцию по мнению компаний с различным рекламным бюджетом


    Имеющаяся картина позволяет довольно уверенно предположить, что существующая тенденция роста рынка сувенирной продукции сохранится и в 2006–2007 гг. Так, на компании, которые заявили о сокращении «сувенирных» бюджетов, приходится, по итогам 2005 года, не более 9% (6% + 3%) объема рынка. При этом, в группе рекламодателей с бюджетами свыше $80 тыс. в год, которые занимают наибольшую долю на этом рынке, таких «пессимистично настроенных» компаний нет вовсе. Компании, увеличившие свои расходы на рекламно-сувенирную продукцию, занимают в ее общем обороте 68% (37% + 28% + 3%). Их доля высока и в общем количестве компаний – не менее 40%, почти каждая вторая. Примерно столько же компаний (44%) оставили свои затраты без изменений, однако в общем обороте рекламно-сувенирной продукции их доля не превышает четверти (23%).

    Изменение затрат на сувенирную продукцию в зависимости от оценок ее эффективности

    Полученные в ходе исследования результаты позволяют довольно явственно выразить зависимость между изменениями расходов на «сувенирку» и оценками ее эффективности. Так, 85% компаний, отметивших прирост эффективности, увеличили свои расходы по этому направлению. Среди тех, кто полагает, что эффективность не изменилась, увеличили бюджет лишь 28% компаний. А среди компаний, считающих, что эффективность уменьшилась, таковые отсутствуют (Рисунок 9).

    Основные виды сувенирной продукции

    Рейтинг основных видов рекламно-сувенирной продукции

    По своим предпочтениям спрос на рекламно-сувенирную продукцию в Петербурге остается в значительной мере традиционным. Лидируют с небольшим отрывом друг от друга календари, открытки, а также ручки. На втором месте – пакеты с фирменной символикой, блокноты, ежедневники. Несмотря на то, что в Россию импортируется до 80% всей сувенирной продукции, в сегменте полиграфии (которая, как видно из Рис. 10, занимает верхние позиции в рейтинге) все большую долю завоевывают отечественные производители, они уже доминируют в производстве календарей, и делят практически поровну с иностранными, преимущественно, финскими компаниями, рынок ежедневников. Эксперты полагают, что в будущем вырастет доля российских компаний, занимающихся изготовлением технически и технологически сложной сувенирной продукции. Также спрос будет смещаться от традиционных ручек и блокнотов к продукции, имеющей нестандартное дизайнерское и функциональное решение.

    Для поиска поставщиков сувенирной продукции 38% компаний используют Интернет, 32% – справочники и каталоги. Постоянно работают с одним поставщиком и не ведут активных поисков 18% компаний, а 12% рекламодателей выбрали фирму-партнера, рассмотрев несколько коммерческих предложений.


    По материалам сайта www.ecro.ru.
  • « все статьи

       Написать письмо / Сотрудничество / Реклама    

    Корзина
    В корзине нет товара

    Рассылка
    Для партнеров